Рост грузоперевозок между Китаем и Россией

Взрывной рост грузоперевозок по железной дороге Китаем, Россией и ЕС стал одним из ярких трендов 2017 года. За прошлый год отправлено более 3000 контейнерных поездов, которые связали 35 городов в Китае с 34 конечными пунктами назначений в Европе. В России за 2017 год Трансконтейнер увеличил на 20% количество перевезенных контейнеров.

Грузоперевозки по железной дороге между Китаем, Россией и ЕС
Контейнерный состав

Доставка грузов в контейнерах из Китая в Россию и ЕС по железной дороге имеет одно неоспоримое преимущество – сроки доставки. Составы уходят каждую неделю. Для компаний, которые работают с быстрооборачиваемым товаром, использование мультимодальная логистика правильное решение.

Транзитное время доставки контейнерных грузов для компаний, которые забуковали весь состав сократилось с 23-26 дней до 17-18. Для остальных, которые размещают букинг периодически, время доставки остается прежней – 23-26 дней.

Рынок не стоит не месте. Трансиб сейчас остается чемпионом среди транспортных коридоров. На него приходится 90% от всего перевезенного объема грузов. Оставшуюся часть берет на себя Казахстан. В прошлом году введен новый коридор – через Монголию. Тем самым, у перехода Маньчжоули – Забайкальск появится новый конкурент, что сыграет конструктивную роль в плане улучшения сервиса для участников рынка.

Из 11 000 км транспортного коридора Китай-Россия-Европа, на нашу страну приходится 9000 км. Россия провела большую работу и продолжает улучшать инфраструктуру. Большая проблема отсутствие новых транзитных переходов между Россией и ЕС. Несмотря на недавнее обновление железнодорожного полотна на переходе Малашевичи-Брест несколько улучшило, но кардинально не исправило ситуацию по доставке грузов из Китая через Россию в Европу.

И основное препятствие для сокращения времени доставки – размер колеи. В Китае и Европе ширина железнодорожной колеи составляет 1435мм, а у нас 1520мм. Поэтому выход в решении вопроса по грузоперевозкам из Китая в Россию и далее в ЕС только в увеличении количества пограпереходов и расширение существующих.

Одной из важных проблем является также отсутствие загрузки поездов в обратном направлении. 2/3 поездов, следующих обратно в Китай идут пустыми. Нет грузов, либо экспортеры еще не сориентировались на работу с железной дорогой. Одним из решений могло бы стать увеличение предложения по доставке в Китай продуктов питания в контейнерах с температурным режимом.

Грузоперевозки между Китаем, Россией и Европой могут в ближайшее время составить конкуренцию авиакарго. Если сроки доставки грузов из Китая сократятся до 2-х недель, то можно будет рассчитывать на определенную долю участников рынка, которые в настоящее время доставляют грузы из Китая авиатранспортом.

Грузоперевозки по железной дороге между Китаем, Россией и ЕС
Контейнерный терминал Цинбайцзян в Ченду (источник: Синьхуанет)

Одной из причин взрывного роста контейнерных поездов связан с политикой Китая по компенсации части затрат на перевозку грузов в контейнерах по железной дороге. Субсидирование скоро закончится, но рынок, распробовавший возможность доставки грузов в 2 раза быстрее морского транспорта, будет искать новые варианты по грузоперевозкам по суше.

Олег Семенов

Нужно войти чтобы оставить комментарий.